Исторические картинки. Уфа и Максимилиан

Среди популярных мест отдыха Уфы одно носит необычное имя «Максимилианс» – баварский клубный ресторан. Вряд ли его посетители знают, что Уфа принимала настоящего Максимилиана (портрет):

Исторические картинки. Уфа и Максимилиан



Вся уфимская власть в начале октября 1845 года сбилась с ног. Красили фасады, обсуждали как принять высокого гостя. Полиция исправно рапортовала – покинул Златоуст и движется по тракту через Месягутово, совр. Караидель, Бирск.

В три часа дня 11 октября 1845 года через Вавиловскую переправу в Нижегородке в город въехал кортеж экипажей. Начальство стояло во фрунт!

Поднявшись по нынешней улице Пушкина, гости оказались в историческом центре. Из запылённого дорожного тарантаса на уфимскую землю ступил… настоящий герцог.

Его Высочество Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне, третий герцог Лейхтенбергский. Президент Императорской академии художеств и главноуправляющий Горным институтом, почему осматривал горнозаводской Урал.

И, самое главное, зять Его Императорского Величества Самодержца Всероссийского, Московского, Киевского, Владимирского и пр. и пр. Государя нашего Николая Павловича (Первого). И, вдобавок, родственник… Наполеона! Кровь обоих лютых врагов в 1812 году текла в жилах Максимилиана Лейхтенбергского.

Его отцом был Эжен (Евгений) Богарне – единственный сын первой жены Наполеона Жозефины де Богарне. Вице-король Италии, один из плеяды знаменитых полководцев Наполеона, его пасынок.

4-й корпус французской армии под командованием Богарне в июне 1812 года пересёк Неман и двинулся в глубь России. Участвовал во всех битвах.

С русской кампанией связана одна легенда. После Бородино корпус Богарне остановился в знаменитом Саввино-Сторожевском монастыре под Звенигородом.

Ночью Богарне приснился странный сон. К нему явился древний старец и сказал: если спасёшь монастырь от поругания – живым вернёшься домой, а сын твой будет служить России.

Изумлённый Богарне, проснувшись, обошёл святую обитель и узнал на иконе Саввы Сторожевского того самого старца. Полководец приказал солдатам не осквернять монастырь. Эту легенду потом рассказали его сыну – Максимилиану Лейхтенбергскому. Тот специально приезжал в обитель и долго молился у иконы преподобного.

Наполеона победили, семья Богарне обосновалась в Баварском королевстве, где сын полководца Максимилиан (1817 года рождения) служил в баварской кавалерии.

Это был очень образованный, воспитанный, красивый юноша. Интересовался науками, техникой, геологией, искусством, с юмором относился к своему статусу приживалы при баварском дворе.

Во время торжественных обедов его сажали не на стул, а на табуретку, подавали кушанья не на золотой, а на серебряной посуде. Максимилиан только смеялся.

Тем временем в Санкт-Петербурге подрастала старшая дочь грозного российского императора Николая I Мария Николаевна (1819 года рождения). Все фото из Википедии:

Исторические картинки. Уфа и Максимилиан



Мало того, что Мария была любимицей самодержца, она унаследовала крутой и непреклонный характер отца. И когда подросла и стали в семье рассуждать о замужестве, Мария сказала как отрезала – замуж за границу не поеду. Жить буду только в России!

Всех невест из династии Романовых выдавали за иностранных принцев и королей. Многим тяжело было приспособиться к чужбине, мучала ностальгия. Мария знала о трагических историях, когда российские невесты не выдерживали заграничной жизни, таяли и умирали.

Папа с мамой быстро поняли, что переубедить дочуру не получится. Выбора не было – стали искать принца королевской крови, который бы согласился переехать жить в Россию.

А тут летом 1837 года царь-батюшка и Верховный главнокомандующий по совместительству организует под Херсоном (совр. Малороссия, то бишь Украина) грандиозные манёвры. Дивизии и полки, лихие кавалерийские атаки, а по вечерам… фуршеты, балы, музыка. Весь дипломатический корпус, офицеры всех армий Европы съехались.

На этих манёврах красавец гусар Максимилиан и встретился с юной Марией Николаевной. Страсть вспыхнула как порох! Взаимные чувства под тёмной украинской ночью и Мария жёстко оповестила папá и мамá: нашла избранника!

Жених-католик не возражал. Где Петербург, а где баварское захолустье с пивом и колбасками, которые подают в нынешних ресторанах. Тогда за подобное меню повара бы депортировали из Империи или отправили кормить камчадалов… Хорошо, хоть белое (пшеничное) пиво имеется, веками баварские короли держали монополию на его производство.

В 1839 году сыграли свадьбу, для молодожёнов царь заказал любимому архитектору Штакеншнейдеру построить знаменитый Мариинский дворец. Единственный с женским именем в Северной Пальмире.

С 1845 года герцоги Лейхтенбергские там и поселились. Ф.К. Винтергальтер. Портрет Марии Николаевны (Государственный Эрмитаж):

Исторические картинки. Уфа и Максимилиан



Похожа на отца императора, правда? И не только внешне.

Счастливая семейная жизнь длилась не долго. Уже свадьбу проигнорировал дипломатический корпус из-за отравления Скрипалей, шутка.

Ветераны войн с Наполеоном вообще возмущались: с родом Буонапартия презренным породнилась племянница Александра Благословенного.

Сказалась кровь буйная и герцогиня, хм, «загуляла». Любовников меняла как перчатки. Однажды явилась на бал с, хм, «другом», а стояли сильные морозы и Мария Николаевна приехала в дорогих соболиных сапогах, которые в гардеробе засунула в рукава шубы, хм, «друга».

На балу встретила другого, хм, «друга» и… укатила с ним, хм, играть в домино. Разъярённый брошенный первый, хм, «друг» с этими соболиными сапогами прибежал к ничего не подозревавшему Максимилиану Лейхтенбергскому, который мирно беседовал на балу, и всучил ему со словами: «твоя жена оставила». С трудом удалось избежать дуэли.

Лишь первые дети в семье были по крови Максимилиановы, следующие имели иную генетическую составляющую, но благородный герцог соглашался давать им свою фамилию. Когда родился очередной мальчик, наречённый Георгием, в гвардии шутили: «В деле не был, но Георгия получил» (имелся в виду георгиевский крест).

Развестись с дочерью царствующего императора? Такого Европа ещё не слыхивала. Вообще красавца Максимилиана в доме Романовых не жаловали, а Николай I вообще его не выносил, дескать, жену не удержал.

Однажды на балу беседу царя с Марией Николаевной прервал её лакей, бесцеремонно сообщивший, что герцогиню Лейхтенбергскую приглашают на танец. Взбешённый император заорал: она Романова, а не Лейхтенбергская, а этого дурака выгнать со службы. Придворного уволили в тот же день.

Подробности жизни Максимилиана Лейхтенбергского можно найти в книге замечательного историка Беляковой З.И. «Честь и верность. Российские герцоги Лейхтенбергские» (СПб., 2010).

Сам же Максимилиан Лейхтенбергский был умным, интеллигентным человеком. Много внимания уделял науке, был дружен с некоторыми академиками Российской академии наук. Супруга говорила о нём: «мой муж учёный!»

Тогда он был единственным среди правящего дома Романовых, кто занимался наукой и культурой. Потом появятся среди Романовых поэты и историки, а тогда он был один.

Самое серьёзное внимание Максимилиан Лейхтенбергский уделял технике, поддерживал первые проекты строительства фабрик, открытия пароходного сообщения, железных дорог. Он понимал, что наступила эпоха индустриализации.

Коллекционировал минералы. В Мюнхенском государственном минералогическом собрании (Mineralogische Staatssammlung München) до сих пор хранится знаменитая коллекция Максимилиана Лейхтенбергского (см.: ссылку).

С научными целями и отправился Максимилиан Лейхтенбергский на Урал. Уфимская пресса информировала: «Из сведений, полученных из Екатеринбурга», герцог прибыл туда 14 сентября, а 1 октября он посетил Златоуст.

Десять дней кортеж путешественников добирался от Златоуста до Уфы и в 1845 году местные «ведомости» сообщали:

«Уфа. Его Императорское Высочество Герцог Максимилиан Лейхтенбергский, 11 числа Октября в три часа по полудни, изволил прибыть в город Уфу, где осматривал некоторые казённые и общественные заведения, на другой день в 7-мь часов утра изволил благополучно отправиться в дальнейший путь по тракту на Казань».

Без сомнения, Максимилиан Лейхтенбергский осмотрел район современной улицы Валиди / Фрунзе, площадь вокруг собора, где ещё не разбили парк (Башдрамтеатр ныне), спустился вниз по также будущей Софьюшкиной аллее. Наверное, стоял на высоких уфимских холмах и любовался видами нашими изумительными. По современному это конец октября, пронзительная красота уфимской осени!

Именно во время путешествия на Урал герцог Лейхтенбергский тяжело простудился и заболел. Долго лечился, ездил за границу, умер в 1852 году в Санкт-Петербурге. Было ему всего 35 лет.

Покровитель искусств и наук, техники и горного дела, Максимилиан Лейхтенбергский оставил у многих современников хорошую память. Отметим, он остался католиком, что тоже говорит о его принципах.

Памятью Максимилиана Лейхтенбергского стала усадьба Сергиевка под Петербургом, где в модном тогда Помпеянском стиле (шли раскопки Помпей, а Карл Брюллов рисовал знаменитую картину, он, кстати, был знаком с герцогом) возвели роскошный дворец.

Но главным украшением Сергиевки стала… голова «Черномора»:

Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной (А.С. Пушкин. Руслан и Людмила)

Исторические картинки. Уфа и Максимилиан



Летом хорошо съездить в Сергиевку. Это недалеко, сразу за Петергофом. Усадьба запущена, но сохранилась. А скульптура «Голова», высеченная из гигантского гранитного валуна неизвестным мастером, до сих пор объект спора искусствоведов.

Подняв бокал светлого баварского пива стоит помянуть добрым словом Максимилиана Лейхтенбергского, гулявшего в далёком 1845 году по нашим уфимским улицам. Он честно служил России!

Михаил Роднов, доктор исторических наук

Приглашаю на сайт «Роднов и его друзья»

Добавить комментарий
Возможность комментирования без одобрения модераторами сайта доступна только зарегистрированным пользователям