1 марта - Всемирный день гражданской обороны

Информационные материалы по международной организации гражданской обороны (МОГО) и участию в работе международных региональных организаций в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

 1 марта 1972 года вступил в силу Устав МОГО в качестве межправительственной организации.

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны (далее - МОГО) постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны. Учреждая этот праздник, Генеральная ассамблея МОГО преследовала цель приобщить людей к основным задачам национальных служб гражданской обороны, гражданской защиты и противодействия чрезвычайным ситуациям.

Российская Федерация является членом МОГО с июня 1993 года. Представлять Россию в этой международной организации распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 1993 года поручено Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Международная организация гражданской обороны (МОГО) – межправительственная организация, имеющая целью оказание содействия в развитии национальных структур, ответственных за обеспечение безопасности населения, оказания ему помощи, а также сохранности материальных ценностей и окружающей среды в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф.

К подобным структурам относятся службы гражданской защиты, гражданской обороны и гражданской безопасности, а также центры управления в кризисных ситуациях.

МОГО объединяет профильные национальные структуры и решает задачу организации их сотрудничества и взаимодействия.

Международная организация гражданской обороны является единственной межправительственной организацией, специализирующейся на международной арене в области гражданской обороны. В настоящее время членами организации являются более 70 государств, а ряд стран имеют статус наблюдателя.

МОГО, созданная в 1931 году под наименованием «Ассоциация Женевских зон», первоначально, по идее ее создателей, занималась организацией защиты гражданского населения, преимущественно ориентируясь на действия в военное время. Естественно, что она объединила специалистов, традиционно занимавшихся гражданской обороной, т.е. военные кадры, решающие специфические задачи защиты гражданского населения. При этом необходимо отметить, что ведущие роли в работе «Ассоциации Женевских зон» на этом этапе играли представители европейских стран. В 1958 г. организация получила новое название - Международная организация гражданской обороны.

В 60-е годы начался процесс концептуальной и функциональной перестройки этой организации. К процессу перестройки подключились правительства государств-членов организации, что позволило придать организации межправительственный статус.

Изменился и состав государств, играющих в МОГО ведущие роли. Акцент здесь из Европы переместился на арабский Восток. Проведенная в 1966 году международная конференция по радиологической защите подготовила правовую базу для дальнейшего развития организации, одобрив текст Устава будущей международной организации, который фактически являлся международной конвенцией. Одновременно существенно расширилась сфера деятельности организации.

Главными задачами МОГО Устав определил «интенсификацию и координацию во всемирном масштабе разработки и совершенствования организации, средств и ослабления последствий, вызванных стихийными бедствиями в мирное время или применением оружия в случае конфликта». Этот Устав вступил в силу в марте 1971 г.

Функциями МОГО, согласно Уставу, являются:

установление и поддержание тесного сотрудничества между учреждениями, на которые возложена задача защиты и спасения населения и имущества;

содействие созданию и расширению организации гражданской обороны в тех странах, где такой организации нет, в частности, в развивающихся странах, а также оказание содействия странам по их просьбе в создании и расширении организаций по защите и спасении населения и имущества;

установление и поддержание эффективного сотрудничества со специализированными учреждениями, государственными службами, профессиональными группами и с другими организациями, которые могут быть сочтены подходящими для этого;

поощрение и обеспечение обмена между различными странами информацией, опытом, сотрудниками и экспертами в области защиты и спасения населения и имущества;

оказание по просьбе государств-членов необходимого технического содействия, включая предоставление планов организации, инструкторов, экспертов, оборудования и материалов в соответствии с необходимостью;

создание и поддержание таких технических служб, которые могут потребоваться, включая центры документации, подготовки оборудования, научно-исследовательские и иные центры;

сбор и предоставление информации по вопросу о принципах защиты и действий организации в отношении опасности, угрожающей населению в случае наводнений, землетрясений, снежных обвалов, крупных пожаров, ураганов, прорыва плотин и иных разрушений, а также в случае загрязнения воды и воздуха или нападений с использованием современных средств ведения военных действий;

сбор и предоставление отчетов, исследований, научных работ и специальных документов по вопросу защиты и спасения населения и имущества;

сбор и предоставление информации относительно современного оборудования и материалов, используемых при осуществлении операций в случае опасностей;

содействие государствам-членам в формировании среди населения сознательного общественного мнения о жизненно важной необходимости предотвращения, защиты и активного вмешательства в случае стихийного бедствия;

изучение и участие в обмене знаниями и опытом, накопленными в связи с соответствующими превентивными мерами в отношении ущерба, причиненного стихийными бедствиями;

интенсификация усилий различных спасательных организаций и групп, оказывающих помощь, в случае крупного стихийного бедствия;

проявление инициативы для привлечения государств-членов и участие в операциях по оказанию помощи в случае крупных стихийных бедствий;

изучение и распространение знаний по вопросу обучения, подготовки и снабжения персонала для учреждений по спасению и защите;

содействие научным исследованиям по вопросам защиты и спасения населения и имущества с использованием информации, публикации исследований и любых иных соответствующих средств;

При этом прием в члены Организации открыт для всех государств.

Работа МОГО организуется Генеральной Ассамблеей, Исполнительным советом и Секретариатом.

Ассамблея является высшим органом Организации и состоит из делегатов, представляющих государства-члены. Она собирается на очередные сессии с интервалом, не превышающим два года, и в случае надобности - на специальные сессии. Специальные сессии созываются по просьбе Совета или большинства государств-членов.

Ассамблея избирает председателя и заместителя председателя, а также других членов президиума в начале каждой очередной сессии. Эти лица сохраняют свои посты вплоть до избрания их приемников.

Исполнительный совет является исполнительным органом Организации.

Члены Совета избираются сроком на четыре года, половина членов переизбирается каждые два года.

Совет проводит свои заседания не реже одного раза в год и определяет место проведения каждого своего заседания.

Совет избирает своего председателя и заместителя председателя из числа своих членов.

Постоянный секретариат Организации состоит из Генерального секретаря и такого технического и административного персонала, который может потребоваться для работы Организации.

Генеральный секретарь назначается Ассамблеей по представлению Совета на условиях, определяемых Ассамблеей. Генеральный секретарь является главным техническим и административным должностным лицом Организации.

Генеральный секретарь по должности является секретарем Ассамблеи и Совета. Он ежегодно составляет и представляет Совету финансовые отчеты и бюджетные сметы Организации.

При исполнении своих обязанностей Генеральный секретарь и персонал не должны запрашивать или получать указания, от какого бы то ни было правительства или власти, посторонней для Организации. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могли бы отразиться на их положении как международных должностных лиц.

МОГО устанавливает эффективные отношения и тесное сотрудничество с такими межправительственными и неправительственными организациями, с которыми это может оказаться желательным. Любое официальное соглашение, заключенное между организациями, подлежит утверждению Исполнительным советом.

В последние десятилетия деятельность МОГО все больше связана с проблемами мирного времени, что позволяет скорее говорить о гражданской защите населения, чем о гражданской обороне.

При этом следует учитывать, что лексически используемые в названиях национальных служб термины «Civil Protection» или «Civil Defence» имеют национальные службы гражданской обороны (защиты) вне подчинения национальных министерств обороны. В среднем только 6 стран из 30 имеют подчиненные министерствам обороны службы гражданской обороны; большинство служб гражданской обороны (защиты) стран-участниц МОГО, представляющих Африку и Азию, создавалось по образу и подобию служб своих бывших метрополий, не особенно вдаваясь в смысловую нагрузку названия службы - защита или оборона.

Аналогичные тенденции, особенно после окончания периода холодной войны, прослеживаются и в других странах. Это нашло свое отражение в Амманской декларации, одобренной десятой Всемирной конференцией по гражданской защите, которая была организована МОГО. В ней предлагается дальнейшее расширение значения термина «гражданская оборона», использование его для обозначения соответствующей деятельности, как в военное, так и в мирное время.

В последние годы наметилась отчетливая тенденция к постепенному переходу от термина «гражданская оборона» к термину «гражданская защита», что связано со значительной переориентацией большинства национальных и международных организаций, занимающихся данными вопросами, с задач военного характера на чрезвычайные ситуации мирного времени и оказание гуманитарной помощи в случае их возникновения.

Политические изменения, произошедшие в последние годы на международной арене, и совершенствование задач, возлагаемых на органы гражданской обороны (как национальные, так и коалиционные), постепенно оказывают влияние и на движение этих организаций в сторону термина «гражданская защита».

Прежде всего, речь идет о большинстве стран Западной, Центральной и Восточной Европы, где этот переход в целом уже завершен. В Организации Североатлантического Договора данная тенденция также нашла свое отражение в изменении названия Комитета НАТО, занимающегося данным вопросом.

Российская Федерация в лице МЧС России активно участвует в международной деятельности МОГО. Оценка положения дел в области сотрудничества МЧС России с этой организацией позволяет подтвердить необходимость укрепления отношений Российской Федерации с МОГО. В этих целях:

развивается региональный учебный центр МОГО на базе Академии гражданской защиты МЧС России;

разрабатываются и реализуются соглашения между МЧС России и МОГО по ряду конкретных проблем сотрудничества и предоставлению возмездных и безвозмездных услуг.

Так, в ходе 40-й сессии Исполнительного Совета было подписано Соглашение о сотрудничестве между МОГО и МЧС России в реализации проекта разминирования территории Ливана. Указанным соглашением определены участки выполнения работ и необходимые для их разминирования силы и средства. Постоянный секретариат МОГО получил российский донорский взнос на финансирование этой гуманитарной операции. Начало гуманитарного разминирования зависит только от наличия политической стабильности в стране, гарантирующей безопасное выполнение работ.

Необходимо отметить, что саперы МЧС России имеют богатый опыт проведения гуманитарного разминирования на территории бывшей Югославии по заданию Противоминного центра ООН в 1999-2001 г.г.. За этот период отряд гуманитарного разминирования МЧС России обезвредил свыше 4 тыс. взрывоопасных предметов и провел разминирования 76 минных полей на площади свыше 300 тыс. кв. метров. По словам Директора Противоминного центра ООН Джона Мак-Фленагана, «это - абсолютный рекорд среди 16 инженерно-саперных подразделений различных стран мира, участвовавших в разминировании Косово в рамках программы Противоминного центра ООН».

Таким образом, реализуются инициативы МОГО по сближению с ООН и трансформации в дальнейшем секретариата МОГО в специализированное агентство ООН. Постоянный секретариат МОГО, кроме того, поддерживает и развивает контакты со следующими партнерскими организациями: Управлением по координации гуманитарных вопросов ООН (УКГВ ООН), Секретариатом Международной стратегии по уменьшению опасности бедствий (МСУОБ), Международным движением Красного Креста и Красного Полумесяца, Секретариатом Частично открытого оглашения (ЧОС) Совета Европы, Советом министров внутренних дел арабских стран (САМВД) в рамках гуманитарного реагирования.

 

Справочная информация об истории создания, современной реальности и перспективах развития Международной организации гражданской обороны

 

Ежегодно 1 марта отмечают Всемирный день гражданской обороны.                    

Эта дата празднования приурочена к созданию 1 марта 1972 года Международной организации гражданской обороны (МОГО). В этот год организация получила статус межправительственной, но существовала она задолго до этого. Тогда же в силу вступил устав МОГО, который был одобрен 18-ю государствами.

История Международной организации гражданской обороны началась в Париже в 1931 году. Тогда французским генералом медицинской службы Жоржем Сен-Полем по инициативе нескольких стран была основана «Ассоциация Женевских зон» – «зон безопасности». Главной целью учреждения этой организации стало создание во всех странах локальных зон безопасности. Осуществляться это должно было путем соглашений.

Под понятием «Женевские зоны» имелись в виду нейтральные зоны или открытые города, в которых в военное время могли бы найти убежище некоторые категории гражданского населения (женщины, дети, больные и пожилые люди).

Идея основателя «Женевских зон» заключалась в создании во всех странах хорошо обозначенных безопасных зон или районов на постоянной основе и признанных таковыми еще в мирное время двусторонними или многосторонними соглашениями.

В 1935 году по инициативе Ассоциации «Женевских зон» французский Парламент принял резолюцию, в которой предложил Лиге Наций «изучить возможности создания в каждой стране посредством соглашений, ратифицирующихся в Лиге Наций, мест, районов или зон, которые были бы свободны от какой-либо военной активности или становились бы таковыми в период военных конфликтов …». В 1937 году Ассоциация была переведена из Парижа в Женеву и преобразована в Международную ассоциацию по защите гражданского населения и исторических зданий в военное время.

В военных конфликтах 1936-37 годах были созданы нейтральные зоны для некоторых категорий населения: в период Гражданской войны в Испании                     (1936 года Мадрид и Бильбао) и во время конфликта между Японией и Китаем (1937 года Шанхай и Нанкин). Несмотря на то, что этот опыт оказался небольшим, была продемонстрирована реальность существования безопасных зон для мирного населения.

В период Второй Мировой войны ни одна из воевавших сторон не согласилась признать безопасные зоны в интересах другой стороны.

В 1949 года состоялась Женевская дипломатическая конференция, на которой были пересмотрены первые три Женевские конвенции и принята четвертая, касавшаяся защиты гражданского населения в период войны. Если проект конвенции по «Женевским зонам» предполагал создание больших зон, включающих в себя исторические или художественные ценности (памятники или даже города), способных стать убежищем для раненых, больных, женщин, детей и стариков, то Дипломатическая конференция разделила этот проект на две части.

С одной стороны она ратифицировала существование «госпитальных зон и районов» для раненых и больных солдат (Статья 23, 1-ая Конвенция), защищенных эмблемой Красного Креста, а с другой стороны внесла дополнение о том, что «госпитальные и безопасные зоны и районы создаются для защиты от последствий войны раненых, больных, пожилых людей, инвалидов, детей                        до 15 лет, беременных и матерей с детьми до семи лет» (Статья 14, 4-ая Конвенция). Эти безопасные зоны должны быть обозначены знаком - наклонными красными полосами на белом фоне (Статья 6, Приложение 1).

Две наклонные красные полосы на белом фоне являлись эмблемой «Женевских зон» и присутствовали на эмблеме Международной организации гражданской обороны до 1998 года

Используя защиту, предоставленную Женевскими конвенциями, Секретариат «Женевских зон» приступил к изучению и подготовке потенциальных безопасных зон. Совместно с правительствами европейских стран разрабатывались планы эвакуации населения в безопасные районы. Обмен идеями и опытом планирования оказался полезным и необходимым. В 1954 года в Берлине прошла Международная конференция по защите гражданского населения в военное время путем создания и признания нейтральных зон и открытых городов. Следуя резолюциям Берлинской конференции, Ассоциация предприняла попытку распространить среди стран принцип заблаговременной подготовки районов для беженцев. Проводились консультации с национальными учреждениями и организациями гражданской обороны, которые были созданы в странах перед лицом угрозы нового крупномасштабного конфликта.

Вторая международная конференция по гражданской обороне состоялась в 1957 года во Флоренции. В ходе этой встречи делегаты поручили Международной ассоциации Женевских зон расширить свою деятельность на все вопросы, связанные с защитой населения и окружающей среды, и реорганизовать Ассоциацию в международную организацию по проблемам гражданской обороны.

В январе 1958 года Международная ассоциация Женевских зон (неправительственная организация) была преобразована в Международную организацию гражданской обороны с новым статусом, позволяющим принимать в члены - правительства, общества, ассоциации, отдельные лица.

Задачи были значительно расширены: наряду с продолжением деятельности по безопасным зонам для беженцев, МОГО была обязана установить связи между национальными организациями гражданской обороны, стимулировать исследования в области проблем защиты населения, обеспечивать распространение имеющегося опыта и координировать усилия в деле предотвращения бедствий, готовности к ним и проведения необходимых мероприятий.

На базе своего нового статуса МОГО организовала в мае 1958 г. в Женеве Третью Всемирную конференцию по гражданской обороне, на которой присутствовало 130 делегатов из 33 стран, среди которых были представители первых трех правительств, принявших решение стать членами Организации: Египта, Ирана и Филиппин. Повестка дня Конференции включала следующие вопросы: радиоактивность атмосферы, децентрализация, эвакуация и укрытие населения в военное время, международный статус персонала гражданской обороны, защита культурного наследия.

В начале 60-х годов МОГО значительно расширила сферу своей деятельности от защиты населения в военное время до проблем природных и техногенных катастроф мирного времени.

В 1966 года прошла Вторая международная конференция по радиологической защите, на которой страны-члены МОГО огласили и одобрили текст Устава, который позволил получить статус межправительственной организации.

Резолюцией, принятой 18 декабря 1990 года, 9-я сессия Генеральной Ассамблеи Международной Организации Гражданской Обороны постановила ежегодно отмечать 1 марта Всемирный день гражданской обороны.

Российская Федерация стала членом Международной организации гражданской обороны 6 мая 1993 года.

МЧС России как главное координирующее ведомство, обеспечивающее участие Российской Федерации в Международной организации гражданской обороны имеет разносторонний опыт успешного взаимодействия, как на двусторонней основе, так и в рамках реализации многосторонних инициатив.

В ходе 21-й сессии Генеральной Ассамблеи МОГО (апрель 2014 года) по итогам открытого голосования было принято решение о назначении российского представителя Владимира Кувшинова Генеральным Секретарем организации.

Это стало признанием важной роли нашей страны в международной системе гражданской обороны, подтверждением ценности российского опыта и технологий в этой области.

В настоящее время Российская Федерация является стратегическим партнером и крупнейшим донором МОГО, что позволяет МЧС России под эгидой МОГО реализовывать важнейшие проекты содействия международному развитию (СМР). Они включают в себя поставку тренажерных комплексов, снаряжения, технических средств обучения и образцов специальной техники для оснащения национальных спасательных служб, оказание методического и технического содействия в развитии национальных центров управления в кризисных ситуациях, подготовку национальных кадров в области чрезвычайной готовности и реагирования, гуманитарное разминирование и развертывание региональных гуманитарных центров.

Основной целью сотрудничества с МОГО является комплексное укрепление национальных, региональных и международных потенциалов гражданской обороны и защиты населения в целях совершенствования готовности к чрезвычайным ситуациям различного характера, а также гуманитарное содействие и поддержка нуждающихся стран в развитии национальных структур гражданской защиты. Результатом такого взаимодействия являются внедрение новых методов и технологий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, совершенствование методик и стандартов подготовки профильных специалистов чрезвычайных служб, осуществляется обмен передовым опытом и укрепление международной кооперации в области предупреждения и ликвидации бедствий и катастроф.

В настоящий момент государствами-членами Международной организации гражданской обороны являются 56 стран, 18 государств имеют статус наблюдателей, кроме того 30 организаций являются ассоциированными членами МОГО.

МЧС России продолжает активную работу по реализации проектов содействия международному развитию под эгидой Международной организации гражданской обороны в ряде стран, включая Сербию, Южную Осетию, Абхазию, Кубу, Тунис, Иорданию, Камерун, Мали, Армению, Сирию и других стран.

В рамках международного сотрудничества МЧС России с другими странами действуют более 40 межправительственных соглашений с зарубежными странами. Установлены партнерские связи с Евросоюзом, организациями системы ООН, Черноморским экономическим сотрудничеством Совета Европы, МОГО, НАТО, ОАЭ, которые зафиксированы более чем 15 международных правовых документах.

Основными целями Международной организации гражданской обороны являются:

объединение и представление на международном уровне национальных служб гражданской защиты государств-членов,

содействие созданию и усилению структур гражданской защиты,

предоставление технической и консультативной помощи, разработка учебных программ для служб гражданской защиты,

обеспечение обмена передовым опытом между государствами-членами,

обобщение опыта управления действиями в чрезвычайных ситуациях для повышения эффективности международного взаимодействия в случае бедствий,

участие в распространении международного гуманитарного права в части, касающейся защиты гражданского населения и оказания ему помощи.

 

 

Добавить комментарий
Возможность комментирования без одобрения модераторами сайта доступна только зарегистрированным пользователям